Гавайи

26 февраля 2016. Комментарии .

Оглавление #

Алоха, товарищи!

Летом я побывал на Гавайских островах в США. Был и на том острове, где «аборигены съели Кука». На материковой же части («Mainland», как говорят местные) мне довелось посетить только аэропорт Лос-Анджелеса, зато на Гавайях я попутешествовал прилично.

На острове Оаху, самом населенном, проходил 29й съезд Международного Астрономического союза, где я выступал со своим постером повесил на стенд свой постер. После 5 дней конференции я как раз свыкся со смещением времени ровно на полсуток и полетел на другой остров, самый большой, который привлекал меня по той простой причине, что на нем находится одна из лучших в мире астрономических обсерваторий — обсерватория на вершине спящего вулкана Мауна-Кеа (4207 м). Затем я сходил в поход на вулкан Мауна-Лоа (4169 м). Обо всем этом и будет рассказано. Все фотографии из путешествия можно найти в альбоме на flickr.com.

Немного о Гавайских островах #

Посреди Тихого океана на 18 градусах северной широты торчит несколько островов. Самый большой (примерно 100×100 км) из них называется Гавайи (или неофициально — Большой Остров) и иногда его вершина Мауна-Кеа рассматривается как самая высокая гора Земли: если измерять ее с океанского дна, от самого основания, то получится около 10 км, что выше эверестовых 8 848 м.

Вот так одиноко расположены Гавайи. На севере — Аляска и Камчатка, на юго-западе — Австралия, восточнее — Северная Америка.

Приблизимся и посмотрим на основные острова (можно щелкнуть на картинку для увеличения):

Третий слева остров — Оаху. Там расположен город Гонолулу — столица штата Гавайи, где и проходил Международный Астрономический Съезд. В столице проживает почти 400 тыс. человек, с областью — 950 тыс, а всего на Гавайях живет около 1 млн. 431 тыс. человек. В общем, в Гонолулу особо ничего интересного не происходило. Я боролся со сном и ходил на конференцию. Гулял, смотрел на людей и пытался представить, каково тут живется. Номер у меня был на 24 этаже с неплохим видом из окна:

В городе бросается в глаза обилие азиатов. Это единственный штат США, где их большинство. Негров, напротив, мало, примерно как в Москве.

Конференция на Оаху #

Конференция, кстати, была организована отменно. Проходила она в Hawaii Convention Center, который со всеми удобствами размещал огромное количество человек. Всего зарегистрировано было больше 3000 участников, но не каждый посещал конференцию все две недели. Темы были самые разные, поэтому одновременно шли десятки докладов в разных аудиториях. Перерывы на чай-кофе проходили в гигантском зале, где-то 70×100 м с потолками метров под 25. Там размещались стойки разных обсерваторий, институтов, проектов. Были там и купола от AstroHaven с открывающимся-закрывающимся 5-метровым куполом, были управляемые модели грядущего 6-м космического телескопа James Webb, возможность покрутить головой в шлеме виртуальной реальности в окрестностях известных обсерваторий, поучаствовать в лотереях с возможностью выиграть всякие ценные призы. Но главное — на всех стойках были бесплатные материалы, и это были отнюдь не только проспекты! Были там почтовые открытки с космическими обложками, переходники с европейских и китайских на американские розетки, USB-порты от прикуривателя автомобиля, настенные календари, перекидные кубики (типа такого), всевозможная канцелярия, футболки, голографические закладки, мячики-релаксаторы, металлические бутылки, солнечные очки, крем против загара, печеньки, сумки, рюкзаки, пакеты — и все с астрономической символикой. В общем, было что дарить гостям после конкурсов на грядущей свадьбе в конце месяца, благо половина из них были астрономами.

Грустно, что не было ни одной стойки с российским проектом или институтом. Снарядить пару человек и снабдить их хотя бы журналами и открытками — небольшие траты даже для научного учреждения. Слава богу, есть о чем рассказать российской науке, но рекламировать себя мы почему-то не умеем и не хотим. Например, спутник Радиоастрон, запущенный в 2011 году, позволяет проводить интерферометрические наблюдения с самой большой базой — до 350 000 км. Установлены рекорды по угловому разрешению, проект активен. Самое крупное зеркало в космосе, в конце концов — 10 м! И никто о нем не знает. Мне даже дали с собой три журнальчика распространить по коллегам. Журналы хорошие, кстати, качественно и красиво сделаны. Ради интереса заводил со всеми разговор — никто ничего про Радиоастрон не слыхал. Ну, теперь слыхали.

Закончив с конференцией, я полетел Гавайскими авиалиниями на Большой Остров. Астрономией я начал интересоваться лет с 14, и обсерватория на спящем вулкане Мауна-Кеа мне всегда казалась чем-то фантастически далеким и крутым. Она всегда приводится как одно из лучших мест на Земле для астрономический наблюдений. Более 4 км воздуха остается под телескопами, на вершине почти всегда безоблачно, турбулентность атмосферы очень низкая. Мне даже и не приходило в голову, что я смогу там когда-то оказаться.

Далее привожу выдержки из моего дневника.

Большой Остров #

Прибытие #

7 августа 2015, пятница. Конец конференции. Прибытие на Большой Остров.

С острова Оаху прилетел на Большой Остров, из Гонолулу в Хило. Пошел из аэропорта пешком в Hilo Backpackers Hostel. Проложил маршрут на навигаторе, оказалось 6 км. А когда в инете смотрел, было 2-3 км, поэтому и решил пешком. Иду в рюкзаках, не очень празднично. Темно, какие-то неведомые цикады мурлыкают, в целом романтично. Сзади какая-то девушка идет. Решаюсь с ней заговорить, оказывается, она тоже с IAU[1], но разговориться не успеваем — останавливается мужик на пикапе и предлагает подвезти. Довозит сначала ее, потом и меня прямо до хостела. «С автостопом тут будет порядок», — решаю я.

В хостеле соседи — три пацана, два из Калифорнии и один из Квебека[2], решили приехать сюда жить. Пока в хостеле, ищут, что бы снять.

— Что собираетесь тут делать?
— Ммм… жить!

Работать, может, на ферме. Парни просто мастера планировать все заранее. Им 21–23 года. С квебекцем поговорил по-французски, когда узнал, что он из Квебека, в результате чего остальные два меня зауважали. Время где-то 10 вечера, они заявляют, что хотят идти в супермаркет за шоколадками. Звучит сомнительно, но мне все равно надо закупиться к походу, поэтому я иду с ними. В супермаркете нашел сваренный и высушенный рис — то, что надо для похода. Такой рис не надо варить, достаточно просто залить кипятком. На кассе меня спрашивают номер телефона, я долго не могу понять, зачем, но в итоге диктую, и сумма покупки с 42 опускается до 32 долларов. Выхожу, парни сидят и ждут меня. И на самом деле едят шоколадки.

В соседнем номере остановились ребята с конференции. Рони и еще кто-то, американцы. Разговорились, попросили показать им постер. Показал. Пожалуй, довольно странное место, чтобы показывать постер на тему «A study of low-energy type II supernovae».

Обсерватория Мауна-Кеа #

8 августа 2015. Посещение обсерватории.

Непоходные вещи оставил в хостеле неподалеку, в своем не получилось, т.к. мужик сказал, что они вообще собираются закрыться к тому времени. Оставшись только с походным-легкоходным рюкзаком MLD Burn, я отправился ловить машину. Сначала пришлось пройти пару часов до хорошего места, затем с ожиданием по 30 минут на двух машинах доехал до седловины между Мауна-Кеа и Мауна-Лоа. Дорога так и называется, Saddle Road, и высота седла около 2 км.

Только успел сделать пару фотографий, как уже составлял компанию техасцам на пути вверх, к обсерватории. Очень обрадовались, узнав, что я из России, задавали кучу вопросов. Доехали до VIS (Visitor Information Station, 2800 м). Там я погулял полчаса, как полагается по инструкции, все-таки я максимум был на 3297 м (Argentera в итальянских Альпах), а тут будет 4207 м. Высоты несерьезные, конечно, но откуда мне знать, как мой организм себя поведет.

До самой обсерватории меня подвозила коренная гавайчанка с американцем. По пути она говорила, что американцы негодяи, принцессу их арестовали, штатом Гавайи нелегально сделали, теперь строят телескопы, за что выплачивают людям всего лишь доллар в год на человека, строят тридцатиметровый телескоп в одном из самых священных кратеров (именно так!), а воды, которые они спускают с телескопов (?!), очень загрязняют окружающую среду. После этого сразу захотела добавить меня в друзья на фейсбуке. Ее попутчик очень порадовал такой фразой: «Кстати, я наполовину русский! У меня мать из Киева. Это же в России, да?».

Итак, приехали в обсерваторию. Вот как она выглядит из космоса:

Кеки, Субару, всякое остальное. Огонь, я счастлив. Десятки раз мне попадалась на глаза фраза о том, что лучшие места на планете для наблюдения звездного неба — это Мауна-Кеа на Гавайях и Паранальская обсерватория в Чили (2635 м). Когда представился такой хороший шанс — конференция на соседнем с Мауна-Кеа острове — я, естественно, им воспользовался. Институтская система позволяет брать отпуск за свой счет в пределах конференций, что крайне удобно и разумно.

Автопортрет с телескопами Кек-1 и Субару.

Около Кеков проходила экскурсия, к которой я присоединился. Девушка-экскурсовод постоянно путала метры и футы, говоря о размерах зеркал и куполов, а посетители постоянно уточняли, что же она имеет в виду. И она каждый раз долго листала свою методичку и, сбиваясь, производила сложную операцию деления на три, это было довольно забавно и немного неожиданно.

Побывать в легендарной обсерватории, конечно, здорово. Но посмотреть оттуда ночное небо — еще здоровее. По понятным причинам спускаться посетителям с горы полагается сразу после захода солнца. Многие как раз затем и приезжают на вершину — чтобы посмотреть на закат. Закат на такой высоте, конечно же, не впечатляет: не так здесь много воздуха, как внизу, чтобы разрисовывать небеса во всякие красивые насыщенные оранжево-розовые краски. В принципе, никто не следит за каждым посетителем, нет никаких пропусков, так что вполне можно нелегально остаться на территории, правда, не знаю, какой за это штраф будет.

Проведя на вершине несколько часов и досмотрев закат, я уже собирался с сожалением уезжать, как мне повезло познакомиться с местным программистом, который занимается разработкой программного обеспечения для удаленного управления куполом и телескопом IRTF (4.2 м). Он привез своих друзей посмотреть, как проходят ночные наблюдения на этом телескопе. Мы разговорились, он узнал, что я астроном и предложил присоединиться к ним, на что я с радостью согласился. В тот момент наблюдался какой-то астероид. Астроном, заказывавший наблюдения, иногда звонил и они обсуждали процесс с местным наблюдателем. Вот так выглядит работа наблюдателя на телескопе:

Пробыли мы еще пару часов после заката, что позволило насладиться настоящим ночным небом на одном из лучших для этого мест на Земле. Сумерки были очень короткими, солнце довольно вертикально проваливается под горизонт. Фотографировать времени особо не было, я просто положил фотоаппарат на асфальт и сделал 30-секундный снимок с первыми попавшимися параметрами. Видны лазерные лучи, исходящие из-под куполов Кеков. Таким образом создается искусственная звезда, глядя на искажения формы которой вычисляют турбулентность атмосферы в реальном времени и учитывают это с помощью адаптивной оптики. Также на фото виден язык зодиакального света[3], идущий от правого телескопа вверх-налево.

Удалось в ночи полчасика побыть на вершине, а потом мы спустились до 2800 м, в VIS (Visitor Information Station), где каждую ясную ночь проходят бесплатные наблюдения, организованные любителями астрономии. Было около 10 телескопов (15–30 см) и около сотни человек. В кольцах Сатурна четко видна щель Кассини, хорошо смотрится кольцо М57. Понаблюдали еще пару часов, потом меня довезли до Хило, где я и переночевал.

Что касается впечатлений по поводу неба. К сожалению, на самой вершине не удалось остаться на достаточное время в полной темноте и спокойствии, чтобы делать окончательные выводы. Небо, конечно, смотрится потрясающе, безусловно, это лучшее, что я видел в жизни. Однако не было какой-то колоссальной разницы с КрАО (Крымская астрофизическая обсерватория, всего 580 м над уровнем моря). Через 2 дня я ночевал на высоте 4 км на соседнем вулкане Мауна-Лоа, где времени для адаптации глаза к темноте было достаточно. Однако там небо казалось немного менее выразительным, чем на Мауна-Кеа. Никаких теней центральные облака Млечного Пути не отбрасывали, и не было какой-то прямо абсолютной темноты.

Поход на Мауна-Лоа #

Поход на активный вулкан Мауна-Лоа с 2 ночевками

Мауна-Лоа — самый объемный (75 000 км³) и самый тяжелый вулкан на Земле (по крайней мере, из надводных). Он всего на 38 м ниже соседа Мауна-Кеа. Вот как эти ребята выглядят с высоты 27 км (поперек картинки примерно 100 км):

Видно, что вулканы очень пологие. Высота седловины между ними — около 2 км. Лавовые потоки, прекрасно видные на Мауна-Лоа, преимущественно образовались за последние 200 лет (могу ошибаться, но при пересечении таких потоков стоят таблички с именами типа «поток 1926-го, поток 1843-го, поток 1984-го»). Последнее извержение было в 1984 году, без жертв, а в 1920-х и 1950-х были разрушены несколько деревень. Что же касается раскаленной текущей лавы, то ее можно наблюдать на острове практически все время. Летом 2015-го она текла из вулкана Kilauea, который располагается на склоне Мауна-Лоа. Этот вулкан является активным с 1983 года, в его кальдере — постоянное лавовое озеро. Текущее состояние и недавние проявления активности можно посмотреть здесь. Лава стекает по специальным трубам в океан.

9 августа #

После завтрака пошел ловить машину до Volcano National Park — автобусов в тот день не было. Доехал часа за 2, в том числе ехал в открытом багажнике на пикапе, весело. Вход в парк 8 баксов. Получил разрешение на поход в Backcountry office, там мужик записал маршрут (который сам мне и предложил, когда я сказал, что хочу как можно выше), цвета палатки, дождевика и спальника и дал телефоны экстренной службы и чек-аута. Все говорил по делу, ничего лишнего, очень понравился. Сказал, что надо поторопиться, чтобы успеть доехать до Mauna Loa Road, по ней доехать до Mauna Loa Lookout, и оттуда дойти 7 миль до ночевки в Pu’u 'Ula’ula (Red Hill) Cabins. Было уже за полдень, а ехать прилично, идти тоже. Потом я уже понял, что можно было не ходить в парк, а сразу ехать на Mauna Loa Lookout, но я не знал, обязательно ли разрешение. Честно говоря, я так и не понял!

Прямо внутри парка тормозит машина, и женщина везет меня до начала дороги Mauna Loa Road, а потом предлагает довезти и наверх по ней до Mauna Loa Lookout (11 миль по петляющему узкому серпантину, подъем на 1200 м примерно. А потом она обратно). Я хочу, понятное дело. Довозит. Говорит, она когда-то тоже путешествовала автостопом, и ей часто помогали. Хорошо поболтали с ней, за жизнь, что называется. Взял ее адрес, надо отправить открытку из России.

Итак, начало ходового дня — Mauna Loa Lookout, 2 км; финиш — Red Hill Cabins, 3 км высоты. Обогнал группу из 5 человек, те не были уверены, что пойдут до кабин. Таки и не дошли. Встретил еще двоих, Judo и Lisa, с ними были одинаковые планы, мне об этом еще в офисе в парке сказал мужик. Они из Вашингтона, 52 и 57 лет, шли медленно, поэтому я с ними поболтал немного и обогнал. Он экономист, а она психолог. Для экономиста он очень хорошо шарит в астрономии и физике, но это выяснится потом.

Кабинка в роскошном месте, есть туалет, вода (дождевая из бака, советовали кипятить или фильтровать, или таблетки использовать, но у меня ничего не было, поэтому я так пользовался). Ночью было видно оранжевое сияние от спокойного извержения вдалеке, это был самый активный ныне вулкан Гавайских островов — Kilauea. Все это на фоне фантастического Млечного Пути, где видны черные прожилки. Шикарно. Вот так отсюда, с расстояния 33 км, смотрится Мауна-Кеа:

Даже отсюда виден лазер! Глазом видно не было, только на фото. Облака, заполняющие седловину, подсвечены сверху фарами спускающихся автомобилей. Никогда такого не видел, пожалуй.

10 августа #

Вышел на час позже Джудо и Лизы, скоро обогнал их. Пейзажи абсолютно фантастические. Никаких растений или ручьев, просто застывшая разноцветная лава.

Добрался до кальдеры вулкана Мауна-Лоа. На развилке около кальдеры задумался. Налево вокруг кальдеры — к кабинкам. Направо — вершина Мауна-Лоа, 13678 футов или 4169 м, 5 миль туда-обратно. Решил без рюкзака туда сгонять. Потрясно, конечно. Метров сто (по ощущениям, а на самом деле — 183 м) отвесный обрыв, внизу черное застывшее море лавы, конусы, кальдеры, дым (диоксид серы) идет в нескольких местах.

Ночью опять пофотографировал, но так как ночь безлунная и пейзаж не освещается ничем, довольно быстро закончил с этим делом, вытащил пенку со спальником, лег на спину и смотрел на небо. Шаровое скопление в Геркулесе М13 почти в зените, а прямым зрением не видно, как обещали. Туманность Андромеды М31 же боковым зрением видно отлично, а прямым еле-еле, хотя она и довольно низко над горизонтом. Заснул, проснулся весь в росе, а Млечный Путь все так же хлещет через все небо.

Вот так выглядело спокойненькое извержение вулкана Kilauea:

11 августа #

По дороге от кабинок до дороги встретил кучу американских военных. Видимо, у них такие тренировки. Каждый второй спрашивал, далеко ли этот «fucking summit». Один мне даже на вопрос о дороге сказал «Sorry, I don’t know, Sir». Не удержался и в короткой беседе с отдыхающими ребятами сказал, что я лейтенант запаса из России. Поржали, выразили взаимную надежду, что воевать не будем. Кстати, много военных было и в аэропортах и на Гавайях, и в Лос-Анджелесе, через который я летел. И там, и там несколько раз в час по громкой связи передавалось, что есть специальный отдел в аэропорту для военных с душем, гостиницей, столовыми and a lot more.

Вышел сегодня на 2 часа позже Джудо и Лизы, но успел их догнать у Mauna Loa Observatory, где начинается дорога. Там их ожидало такси, в котором они меня еще позавчера предложили подвезти. Водитель был гавайец, то есть американец. Шла вялая беседа, но в какой-то момент произошел очень меня впечатливший диалог. Водитель спросил Джудо и Лизу, откуда они. Джудо ответил:

— Washington, D.C.

— Мм, понятно, а где это?

И Джудо стал спокойно объяснять гавайцу, где находится столица его страны.

Хорошие люди, с ними отлично общались, два раза ночевали вместе. Немного на 4 км показывал им созвездия. Джудо радовал вопросами уровня «почему у Титана есть значительная атмосфера, а у Марса слабая, хотя Марс больше?» и знанием размеров объектов и порядков величин.

Последнюю ночь на острове провел в том хостеле, где оставлял вещи на время похода. Там на кухне лежали бесплатные фрукты. Три вида, из которых я ни один не мог уверенно назвать. Сейчас я знаю, что там была папайя и маракуйя, которые меня научили есть вместе, выдавливая маракуйю в папайю. А третий фрукт — Inga edulis или ice-cream-bean, он же инга съедобная, сахарный горошек или кремовый боб. Кожура и плод похожи на банан, но внутри несколько больших семян размером как у абрикоса, а вкусом напоминает виноград. Вот постер с видами фруктов, которые растут на Большом Острове.

Заключение #

Вот так и прошло мое пребывание на Гавайях. Из общих впечатлений отмечу, что все действительно выглядели очень обрадованными известием о том, что разговаривают с русским парнем. Небо на Мауна-Кеа и Мауна-Лоа было изумительным, но, пожалуй, еще больше меня потрясла гигантская, величественная кальдера на последнем вулкане: здоровенная воронка 5×2.5 км и 180 м глубиной, заполненная черным морем застывшей лавы. Все это на высоте 4 км, вокруг совершенно сюрреалистический пейзаж без единого намека на траву или почву, сформированный тысячелетиями мощнейших катаклизмов. И никого вокруг. Эта картина меня действительно очень впечатлила, будете на Гавайях — обязательно сходите!

1. IAU — International Astronomical Union, Международный Астрономический Союз. Здесь имеется в виду не сама организация, а ее 29-й съезд в Гонолулу. ↩︎

2. Квебек — франкоговорящий регион Канады с населением более 8 млн. человек. ↩︎

3. Зодиакальный свет — свечение пыли, находящейся в плоскости орбиты Земли вокруг Солнца. В местах, удаленных от городов, явление может наблюдаться невооруженным глазом вскоре после заката (или перед восходом) как длинный язык, направленный по эклиптике и сужающийся по мере удаления от Солнца. ↩︎